Благотворительность в интернете: как вычислить мошенников

06.11.2019

Благотворительность в интернете: как вычислить мошенников

Рассказывает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии

В последнее время по Facebook прокатилась волна мошеннических кампаний в области благотворительности. В большинстве случаев злоумышленники создают группу с нуля, а затем публикуют там пару постов, реквизиты для перевода и множество жалостливых комментариев.

Группы сделаны как по шаблону:

1. в названии – просьба о помощи,

2. в постах – эмоциональный рассказ о смертельно больных детях, страдания которых иллюстрируют прикрепленные фото и видео.

Некоторые посты повторяют друг друга практически дословно. Меняются только имя ребенка, диагноз и название клиники, в которой он лечится. Нередко совпадают даже контактные данные и реквизиты для перевода средств. Кстати, такие совпадения – это самый верный способ распознать мошенников.

Мошеннические группы появляются каждый месяц. Несмотря на то что их довольно быстро закрывают из-за жалоб, некоторые пользователи все равно успевают увидеть их и перевести деньги мошенникам. Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии, рассказал о способах вычисления мошенников.

Как отличить мошенников от реальных людей и благотворительных фондов?

Разумеется, наряду с фейковыми группами в Facebook средства собирают и настоящие люди с реальными проблемами. Поэтому игнорировать все просьбы о помощи на просторах сети – это не выход. Вот на что стоит обратить внимание, чтобы понять, настоящий сбор или нет.

Возраст группы и контент

Сообществу полтора месяца, в нем всего три публикации и при этом несколько тысяч просмотров и репостов? Скорее всего, это мошенники и накрутка. Реальные сообщества развиваются медленнее, а информации от организаторов в них значительно больше.

Давление на жалость

Шокирующие видео, низкокачественные картинки из стоков, жалобные стихи, много восклицательных знаков и текста капслоком – все это, к сожалению, побуждает действовать спонтанно, не задумываясь о том, насколько история правдива. Уважающие себя организации обычно не прибегают к подобным средствам, ведь для них важнее выстроить доверительные отношения с благотворителями и продолжать помогать нуждающимся в будущем, а не получить деньги побыстрее, пока группу не закрыли. Поэтому они рассказывают истории подопечных без лишних эмоций и подробно описывают, как идет лечение и на что расходуются деньги.

Конечно, жалостливый пост с просьбой о помощи может написать и отчаявшаяся мать больного ребенка, однако вряд ли в нем будут стихи, скорее – более подробное описание болезни и борьбы с ней. Поэтому обращайте внимание на совокупность признаков, а не только на стиль изложения.

Например, в мошеннических группах сбор, как правило, «почти завершен», хотя сообщество создано совсем недавно. При этом «образовался долг» и деньги нужны срочно. Иллюзия нехватки времени – частый прием мошенников: чем сильнее вы торопитесь, тем меньше шансов, что вы будете проверять факты. Поэтому если пожертвования нужны «еще вчера», то это должно вызывать подозрения.

Беспорядок в документах или их отсутствие

Как правило, в мошеннических группах справками или выписками из истории болезни даже не пахнет. А если документы и есть, то стоит их почитать и удостовериться, что они соответствуют просьбе о помощи. Например, в одной из групп, собирающих деньги на лечение девочки с пороком сердца, есть фотографии справок, согласно которым у ребенка синдром Дауна. В действительности у нее могут быть оба диагноза, но не относящаяся к делу информация, которая только путает пользователей, – верный признак того, что с группой что-то не так.

Реакция на уточняющие вопросы

Попробуйте узнать в группе подробности. Поинтересуйтесь, каково состояние ребенка, какие препараты он принимает, как зовут лечащего врача, запросите справки, подтверждающие информацию о болезни. В мошеннических группах такие комментарии очень быстро удаляют, а их авторов – банят.

Сайты фондов

Мошенники пытаются повысить доверие к своей странице, показав, что они есть не только в Facebook. Если вы перешли на такой сайт, изучите его, прежде чем что-либо на нем вводить: обратите внимание на дату последнего обновления.

Также проверьте, есть ли на сайте отчет о поступлениях и расходах: благотворительные фонды должны предоставлять эту информацию. Если организация только принимает деньги, но не рассказывает об их распределении, не стоит ей доверять.

Помогайте с умом

Желание помогать другим – прекрасный порыв. Однако, как и многое другое, оно принесет куда больше пользы, если будет не импульсивным, а осознанным. Чтобы ваши средства действительно послужили добру, а не пополнили карман злоумышленников, стоит потратить немного времени на проверку истории в объявлении. А еще лучше перевести деньги в проверенный благотворительный фонд, а не частным лицам: тогда ваши пожертвования точно пойдут на помощь детям....

Источник kursiv.kz